
В Московской консерватории прошли путь до «Песни восхождения»
Первый концерт цикла «Музыка митрополита Илариона» представил сочинения за 28 лет.
В Большом зале Московской консерватории имени Чайковского стартовал новый абонементный цикл концертов. Он приурочен к 50-летию митрополита Волоколамского Илариона — личности уникальной и многогранной, в своём творчестве преломляющей интонации русского церковного пения, элементы музыки барокко и стилистику русских композиторов прошлого столетия.
Кажется неслучайным выбор сочинений для программы открытия, ведь они отражают музыкальные искания и достижения композитора с 1984 по 2012 годы.
Всего за неделю он написал «Песнь восхождения». Три года работал над Stabat Mater. С «Песнями о смерти» — завершал обучение в музыкальной школе имени Гнесиных и поступал в Московскую консерваторию. За один год сочинил Фугу на тему BACH и Сoncerto grosso.
Пять произведений соединяют в себе ведущие стилистические, интонационные истоки наследия музыканта.
– рассказывает гитарист Артём Дервоед.«Параллели есть, и они очевидны. Любимый композитор Владыки — Бах. Отсюда и наличие в его творчестве полифонии, и обращение к барочному жанру. Мне кажется, есть ещё влияние творчества Арво Пярта.
Лично я люблю и Баха, и Пярта. В любом случае, митрополит Иларион — русский композитор, и это часто слышно в его музыке. Это русская музыка с очевидным православным акцентом, что и отличает его от других»,
– считает руководитель Московского Синодального хора Алексей Пузаков.«Владыка Иларион очень любит музыку Баха и в его сочинениях можно встретить, например, фуги, но также он использует и православные песнопения, которые написаны несколько по-новому, однако узнаваемы.
Владыка пишет музыку так, чтобы она была понятна современному человеку, и необязательно, чтобы это был подготовленный слушатель. При этом музыка написана профессионально, добротно и качественно. На мой взгляд, самое главное в его произведениях, помимо профессионализма, — искренность и живое чувство сопричастности евангельской истине»,
– делится кинорежиссёр Никита Михалков своими ощущениями.«Музыка митрополита Илариона — замечательная, духовная, проникнутая огромной мощью веры, надежды, а самое главное – любви»,
— подчёркивает дирижер Владимир Спиваков.«Прежде всего, это профессиональный композитор: у него превосходный слух, на репетициях это все отметили, он ничего не пропускает, знает свои сочинения наизусть, и это дополнительная ответственность»,
– объясняют оперные певцы Жаля Исмаилова и Сергей Романовский.«С Музыкой Митрополита Иллариона мы уже знакомы: исполняли “Страсти по Матфею ” в Sagrada Familia (храме Святого семейства) в Барселоне. И нам было очень приятно снова вернуться к музыке митрополита и исполнять ее под управлением потрясающего дирижёра Владимира Спивакова,
– добавляют они.Подготовка к концерту прошла замечательно. Маэстро очень чуткий и внимательный к певцам. Для нас было особенно приятно петь с ним, поскольку это была наша первая встреча. Мы не столкнулись со сложностями при разучивании музыки митрополита. С вокальной точки зрения она удобна»,
Следующий концерт цикла пройдёт 15 ноября также в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского.
Три масштабных опуса — «Божественная литургия», «Всенощное бдение» и «Страсти по Матфею» окажутся рядом с хоровыми произведениями малых форм: песнопениями вечерни, утрени, Страстной седмицы, двунадесятых праздников и хоровых концертов.
В масштабных исполнениях будут задействованы Московский Синодальный хор, Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени Александрова, Хор Российского экономического университета имени Плеханова, которыми будут руководить Валерий Халилов, Лев Конторович и Алексей Пузаков.
Источник: ClassicalMusicNews.Ru
Автор: Анна Ефанова