Московский синодальный хор

карта сайта  RSS  en

Авторский вечер композитора Андрея Микиты в консерватории прошёл при участии Синодального хора
15.02.2024

Авторский вечер композитора Андрея Микиты в консерватории прошёл при участии Синодального хора

30 января 2024 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся удивительный концерт, который еще долгое время эхом отзывался в сердце. Какие разные грани камерной музыки предстали слушателю, какую великолепную панораму чувств, эмоций, размышлений раскрыл композитор Андрей Микита в своем творческом вечере! Авторский концерт профессора МГК композитора Андрея Микиты стал «Разговором от сердца к сердцу». Музыка композитора наполнила смыслом и светом этот зимний вечер.

В заворожённой темноте словно из хаоса прабытия родился звук. И вслед за фрагментом электроакустической композиции «Тень отца Гамлета», истинным эпиграфом ко всему концерту в исполнении Анны Королёвой, прозвучали слова песни на стихи Ивана Бунина «Не туман белеет…»: «И земное семя не иссякнет. Скосит Смерть- Любовь опять посеет». Текст песни – это разговор Богородицы с Сыном. Удивительно – как бережно, с какой неподдельной искренностью обращается Андрей Микита к религиозной теме, а значение этой темы в его творчестве невозможно переоценить.

Так, словно Благословение, образ Матери Божией открыл концерт.

Концерт продолжила Елизавета Воронина, юная исполнительница на звончатых гуслях. В прозвучавших пьесах были удивительно переосмыслены привычные концепции возможностей инструмента, и совершенно очаровательно прозвучала пьеса «Весёлый день», где джазовые нотки искусно сплетались с тембром инструмента,

Далее слушателям была представлена фортепианная поэма Hanami «Размышление у цветущей сакуры» в исполнении японской пианистки Ёсино Катаока. Глубокое проникновение в дух японской культуры, бережное отношение к традиции и преломление её через своё композиторское видение – вот характерные черты этого произведения. Будучи великолепным пианистом, Андрей Микита в совершенстве раскрыл возможности инструмента. Изобретательность в создании фортепианных фактур, изящество линий и мелодический дар композитора создали изысканное размышление о совершенстве кратковременности красоты.

Невероятным контрастом прозвучало произведение «Блокадный хлеб» на стихи Ирины Грацинской. Автор посвятил эту музыку своей матери, пережившей блокаду Ленинграда 1941-42 годов. Сердце наполнилось слезами благодарности, когда Инге Петровне, находившейся в зале и разделяющей радость и гордость за сына – виновника торжества, был преподнесен букет цветов.

Сергей Суворов (виолончель) и Елена Тарасова (фортепиано) исполнили De profundis. Традиционно тяжелое и мрачное «Из глубины взываю», у Андрея Микиты наполнено светом и надеждой. И в этой трактовке древнего текста есть невероятная красота и поэтичность.

Взаимосвязь традиции и современности, своего рода диалог настоящего с прошлым особенно отчетливо проявился в следующих двух произведениях: Рядом с Чайковским (исп. Заслуженная артистка России Полина Федотова, фортепиано) и ... an die Unsterbliche Geliebte (Исп. Заслуженная артистка России Яна Иванилова, сопрано и Заслуженная артистка России Елена Савельева, фортепиано).

Особенно хочется сказать о втором сочинении. В его основе лежит текст письма Людвига вана Бетховена, не к Далёкой, но к Бессмертной возлюбленной. Музыка, берущая свой исток в Лунной сонате, непрерывно развивается. На едином дыхании разворачивается музыкальная ткань. Музыкальная мысль льётся, меняется как сама жизнь и мы не замечаем ту грань, тот переход, когда она постепенно перерастает, наполняясь глубочайшей красотой в величественный, великолепный мажорный апофеоз, провозглашающий бессмертный Гимн Любви.

В заключение концерта прозвучали хоровые произведения Андрея Микиты. Московский Синодальный Хор под управлением Михаила Котельникова и заслуженного артиста России Алексея Пузакова исполнил песнопения «Царице моя Преблагая», «Богородице Дево, радуйся» и «Странствия Владычня».

Концерт, словно аркой, был обрамлен Образом Пресвятой Богородицы, начавшись песней «Не туман белеет…» и завершившись величественными хоровыми произведениями. А между ними расположилась сама Жизнь – с её историей – Блокадным Ленинградом, культурой – творчеством Чайковского и Бетховена, и далёкими странами, где цветёт сакура и люди любуются красотой.

Удивительное чувство наполненности оставил в душе этот концерт. Возвращаясь домой в этот прекрасный зимний вечер, еще долго хотелось размышлять о жизни и вере, о тонких взаимосвязях культур и истории, о бессмертии мгновения и любви.

Автор - Анна Музыченко,
член Союза композиторов России


AddThis Social Bookmark Button

Возврат к списку