Московский синодальный хор

карта сайта  RSS  en

Ко дню рождения выдающегося русского композитора Павла Григорьевича Чеснокова
24.10.2024

Ко дню рождения выдающегося русского композитора Павла Григорьевича Чеснокова

На рубеже XIX—XX веков для Синодального хора создавали свои произведения выдающиеся композиторы, среди которых особенно выделялся Павел Григорьевич Чесноков. Сотрудничество коллектива с московским композитором, который писал музыку с учетом исполнения Синодальным хором, сыграло важную роль в художественном развитии коллектива.

Павел Григорьевич Чесноков — один из выдающихся композиторов русской духовной музыки, чье имя навсегда вписано в историю.

Родившийся 24 октября 1877 года, он стал один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой.

Выпускник и педагог Синодального училища, регент Синодального хора. Уже через шесть лет, к окончанию училища, Чесноков был автором нескольких духовных песнопений, а 18 февраля 1896 года в домашнем концерте Синодального хора под управлением В. С. Орлова прозвучал его Антифон 4-го гласа1. Два сочинения Чеснокова — «Херувимская» и «Достойно есть» — были включены в программу концерта 18 декабря 1897 года, ставшего одной из отправных точек новой школы2. Первые издания духовной музыки Чеснокова вышли в свет позже, в 1904 году, но с того времени они становятся неотъемлемой частью как церковного обихода, так и концертных программ по всей России.

В духовной музыке Чеснокова можно найти немало параллелей с фольклорным мелосом и конкретными народными жанрами, например, применение в церковных произведениях двухголосного четырёхголосия, трёхголосного шестиголосия (как правило, употребляется композитором для создания плотного, блестящего, фанфарного, как бы двуххорного звучания в торжественных, пышных, праздничных песнопениях). К впечатляющим по эмоциональному воздействию примерам соединения народного жанра с церковным можно отнести № 7 «Достойно есть…» из «Литургии св. Иоанна Златоуста» (ор. 42), № 6 «Херувимская песнь» (На «Видя разбойник») (ор. 33) и др. 3 Среди шедевров также выделяются «Благослови, душе моя, Господа», «С нами Бог», «Многолетие», «Ангел вопияше», «Блажен муж», «Совет Превечный», «Мати Божия» и многие др.

Произведения Павла Григорьевича по праву считаются шедеврами русской духовной музыки и продолжают исполняться многими хоровыми коллективами, вдохновляя слушателей своей глубиной и красотой.

Предлагаем вспомнить произведения Павла Григорьевича Чеснокова в исполнении Московского Синодального хора.

П.Чесноков - «Мати Божия», Московский Синодальный хор, художественный руководитель Алексей Пузаков.
Запись сделана для фильма "Русское церковное пение от знаменного распева до Рахманинова", 2022 год.

П.Чесноков - «Блажен муж», Московский Синодальный хор, художественный руководитель Алексей Пузаков, солист Всеволод Секретёв.
Запись из выступления Московского Синодального хора в рамках Дней русской духовной культуры в Армении, 2022 год.

П.Чесноков - «Ангел вопияше», Московский Синодальный хор, художественный руководитель Алексей Пузаков и Анна Аглатова (сопрано)
Запись из совместного выступления Московского Синодального хора и солистки Большого театра Анны Аглатовой в концертном зале им. П.И. Чайковского, 2020 год.

П. Чесноков - «Совет Превечный», Московский Синодальный хор, художественный руководитель Алексей Пузаков, меццо-сопрано Евгения Кузнецова.
Запись из Пасхального концерта Русских сезонов, 2021 год.


1. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы / Сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М., 2004. С. 748.
2. Там же. С. 759.
3. Духовно-музыкальное наследие представителя нового направления русской духовной музыки П.Г. Чеснокова / Е.Ю. Борисова, Н.Ю. Погорелова, Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2011.

Фото: Российский национальный музей музыки.


Скачать все фото

AddThis Social Bookmark Button

Возврат к списку