
Ко дню рождения выдающегося русского композитора Павла Григорьевича Чеснокова
На рубеже XIX—XX веков для Синодального хора создавали свои произведения выдающиеся композиторы, среди которых особенно выделялся Павел Григорьевич Чесноков. Сотрудничество коллектива с московским композитором, который писал музыку с учетом исполнения Синодальным хором, сыграло важную роль в художественном развитии коллектива.
Павел Григорьевич Чесноков — один из выдающихся композиторов русской духовной музыки, чье имя навсегда вписано в историю.
Родившийся 24 октября 1877 года, он стал один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой.
Выпускник и педагог Синодального училища, регент Синодального хора. Уже через шесть лет, к окончанию училища, Чесноков был автором нескольких духовных песнопений, а 18 февраля 1896 года в домашнем концерте Синодального хора под управлением В. С. Орлова прозвучал его Антифон 4-го гласа1. Два сочинения Чеснокова — «Херувимская» и «Достойно есть» — были включены в программу концерта 18 декабря 1897 года, ставшего одной из отправных точек новой школы2. Первые издания духовной музыки Чеснокова вышли в свет позже, в 1904 году, но с того времени они становятся неотъемлемой частью как церковного обихода, так и концертных программ по всей России.
В духовной музыке Чеснокова можно найти немало параллелей с фольклорным мелосом и конкретными народными жанрами, например, применение в церковных произведениях двухголосного четырёхголосия, трёхголосного шестиголосия (как правило, употребляется композитором для создания плотного, блестящего, фанфарного, как бы двуххорного звучания в торжественных, пышных, праздничных песнопениях). К впечатляющим по эмоциональному воздействию примерам соединения народного жанра с церковным можно отнести № 7 «Достойно есть…» из «Литургии св. Иоанна Златоуста» (ор. 42), № 6 «Херувимская песнь» (На «Видя разбойник») (ор. 33) и др. 3 Среди шедевров также выделяются «Благослови, душе моя, Господа», «С нами Бог», «Многолетие», «Ангел вопияше», «Блажен муж», «Совет Превечный», «Мати Божия» и многие др.
Произведения Павла Григорьевича по праву считаются шедеврами русской духовной музыки и продолжают исполняться многими хоровыми коллективами, вдохновляя слушателей своей глубиной и красотой.
Предлагаем вспомнить произведения Павла Григорьевича Чеснокова в исполнении Московского Синодального хора.
П.Чесноков - «Мати Божия», Московский Синодальный хор, художественный руководитель Алексей Пузаков.
Запись сделана для фильма "Русское церковное пение от знаменного распева до Рахманинова", 2022 год.
П.Чесноков - «Блажен муж», Московский Синодальный хор, художественный руководитель Алексей Пузаков, солист Всеволод Секретёв.
Запись из выступления Московского Синодального хора в рамках Дней русской духовной культуры в Армении, 2022 год.
П.Чесноков - «Ангел вопияше», Московский Синодальный хор, художественный руководитель Алексей Пузаков и Анна Аглатова (сопрано)
Запись из совместного выступления Московского Синодального хора и солистки Большого театра Анны Аглатовой в концертном зале им. П.И. Чайковского, 2020 год.
П. Чесноков - «Совет Превечный», Московский Синодальный хор, художественный руководитель Алексей Пузаков, меццо-сопрано Евгения Кузнецова.
Запись из Пасхального концерта Русских сезонов, 2021 год.
1. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы / Сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М., 2004. С. 748.
2. Там же. С. 759.
3. Духовно-музыкальное наследие представителя нового направления русской духовной музыки П.Г. Чеснокова / Е.Ю. Борисова, Н.Ю. Погорелова, Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2011.
Фото: Российский национальный музей музыки.