«Всенощное бдение» в исполнении Синодального хора
18 ноября 1912 года Московский Синодальный хор впервые исполнил «Всенощное бдение для смешанного хора», Op. 59, Александра Тихоновича Гречанинова. Обладая высоким мастерством, хор представил это сложное произведение, которое затем стало значимым не только в творчестве композитора, но и в истории русской духовной музыки.
Хоровой цикл «Всенощного бдения», как разновидность традиционных жанров русской духовной музыки, занял важное место в творчестве композиторов второй половины XIX — начала XX века, а также на рубеже XX–XXI веков. Жанр получил развитие в последней четверти XIX века. С 1881 по 1915 год он включал произведения таких мастеров, как П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.В. Никольский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, В.И. Ребиков, М.М. Ипполитов-Иванов, С.В. Панченко и других авторов. Важнейшим элементом жанровой специфики, подчеркивающим взаимосвязь с богослужебно-певческой традицией, является интонационная опора на уставные роспевы: знаменный, киевский, греческий, а также принципы их гармонизации.
Произведения Чайковского (1881), Рахманинова (1915) и Гречанинова (1912) стали вершинами этого жанра. С момента первого исполнения «Всенощного бдения» Чайковского это чинопоследование приобрело значение самостоятельного жанра в русской духовной музыке, а Гречанинов в своем произведении привнес оригинальный художественный образ, создав насыщенную и интенсивную фактуру, которая практически всегда многоголосная, рассчитанная на Синодальный хор с его звонкими мальчишескими сопрано и мощными басами.
«Всенощное бдение» Рахманинова, впервые исполненное в 1915 году Московским Синодальным хором в Большом зале Российского Благородного собрания, стало вершиной русской духовной музыки в композиторском творчестве, сочетая элементы храмового богослужения с выразительными приемами внебогослужебной академической музыки, а также отражая атмосферу времени, наполненную тревогой и скорбью — временем начала Первой мировой войны.
Несмотря на трудный вопрос того времени о целесообразности исполнения церковной музыки в концертных залах и, наоборот, можно ли духовные сочинения светских композиторов исполнять в церкви, «Всенощное бдение» Гречанинова и Рахманинова нашло отклик в душах слушателей и стало значимой частью музыкальной истории. После десятилетнего успеха произведение было забыто почти на 60 лет, но сегодня оно вновь исполняется по всему миру, а отрывки из него звучат во время богослужений в православных храмах.
Предлагаем послушать «Всенощное бдение» в исполнении Московского Синодального хора.
Песнопения из «Всенощного бдения» и «Божественной Литургии», концертный зал имени П. И. Чайковского 29 октября 2021 года. https://meloman.ru/concert/moskovskaya-shkola-duhovnoj-muzyki/.
Московский Синодальный хор, Алексей Пузаков, Полина Шамаева, концертный зал имени П. И. Чайковского 22 октября 2019 года. https://meloman.ru/concert/moskovskij-sinodalnyj-hor-aleksej-puzakov-polina-shamaeva/.
Литература:
Рахманова М.П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки. — М., 1977. Т. 10А.
Интернет-портал классической музыки Belcanto.ru. Александр Гречанинов. «Всенощное бдение», 2011.
Ковалев А.Б. // Духовная музыка отечественных композиторов второй половины XIX – начала XXI века: жанровая типология. — М., 2018.
Фото 1. А. Гречанинов. Титульный лист партитуры «Всенощного бдения», соч. 5. Издательство «П. Юргенсон».
Фото 2. Отрывок из видеозаписи выступления в концертном зале имени П. И. Чайковского, 22 октября 2019 г.