Московский синодальный хор

карта сайта  RSS  en

Ректор Московской консерватории и руководитель Московского Синодального хора – будущим регентам
28.08.2018

Ректор Московской консерватории и руководитель Московского Синодального хора – будущим регентам

Восприятие богослужения в целом и текстов отдельных молитв во многом зависит от исполнения церковного хора, а тон и общий стиль коллективу певчих задает регент. С напутственными словами к будущим руководителям и вдохновителям церковных хоров обращаются ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского профессор Александр Сергеевич Соколов и заместитель Председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, руководитель Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Александрович Пузаков.

Профессор Александр Сергеевич Соколов - ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации:

Первый день осени…  В каждом учебном заведении в этот день царит особая атмосфера радостных встреч, приветствий и благопожеланий. Атмосфера духовного единения старших и младших, наставников и их воспитанников. Духовность – это высший смысл движения по избранному человеком жизненному пути. И в особой мере это относится к тому пути, который избран вами, дорогие учащиеся регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Ведь ваш счастливый удел – возрождение святых традиций церковного песнопения во всей их глубине и незамутненности.

Радостно, что и у нас в Московской консерватории ныне возрождаются эти же традиции. На дирижерском факультете создан научный центр церковной музыки, создан и церковный хор для постижения тонкостей регентского дела. Консерватория заключила Договор о сотрудничестве с Общецерковной аспирантурой и докторантурой Русской Православной Церкви, глава которой митрополит Иларион является членом нашего Попечительского Совета.

В минувшем учебном году мы совместно провели в залах консерватории Великопостный музыкальный фестиваль и научную конференцию. Неизменно и наше участие в ежегодных Рождественских чтениях и Пасхальном фестивале.

Укрепляя добрые традиции соработничества, пожелаем же друг другу, дорогие друзья, помощи Божией в учебе и творчестве, а также доброго здоровья на многая и благая лета!

Алексей Александрович Пузаков - заместитель Председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, руководитель Московского Синодального хора, заслуженный артист России:

Дорогие коллеги и уважаемые соратники и друзья!

В условиях возрождающегося национального подъема последних лет, просветительская и воспитательная роль духовной музыки особенно возросла. Ее универсальные средства способны с огромной художественной силой передавать этические, нравственные, духовные принципы, лежащие в основе нашей национальной культуры, способны эмоционально захватить слушателей, пробуждая их души к восприятию доброго и светлого начала, заставляя человека задумываться о самом смысле его существования. Поэтому освоение регентского и певческого дела и профессии призвано способствовать всемерной популяризации самобытного национального певческого наследия России, являющегося основой отечественной музыкальной культуры. Участие в этом творчестве, становится важным шагом в деле духовно-нравственного просвещения нашего общества, мощным фактором распространения в нем идеалов добра и традиционных ценностей христианской культуры, установления общественного согласия.

Успешное развитие современной отечественной музыкальной культуры невозможно без интенсивного освоения и творческого претворения всей широты богатств национального духовно-музыкального наследия. Русское духовное песнотворчество — бесценное сокровище отечественной культуры, занимающее уникальное место в мировом музыкальном наследии.

На протяжении многих веков, трудами целых поколений мастеров церковного пения, как выдающихся композиторов, так и безвестных песнотворцев, создавался грандиозный, величественный музыкальный храм, воплотивший в себе глубокие духовные и художественные национальные традиции.

Строгие одноголосные распевы средневековья сменились пышным многоголосием русского барочного музыкального стиля. К нему на смену пришел ослепительный по своему совершенству классицизм, нашедший свое воплощение в творчестве композиторов Петербургской школы: Дмитрия Бортнянского и Максима Березовского. Деятельность великих композиторов-классиков, в первую очередь, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского заложила прочный фундамент для дальнейшего развития жанра, что привело на рубеже 19 и 20 веков к неслыханному духовному и художественному взлету русской литургической музыки, связанному с появлением Новой Московской Синодальной школы. Работы ее крупнейших представителей: Александра Кастальского, Павла и Александра Чесноковых, Александра Гречанинова, Виктора Калинникова и, конечно, Сергея Рахманинова, ознаменовали восхождение русской духовной музыки к вершинам мировой музыкальной культуры.

Сокрушительный удар русской литургической музыке нанесли трагические события революции и всего последующего исторического периода: помимо существования долгое время запрета на исполнение и сочинение этой музыки, многие произведения оказались либо утраченными, либо рассеянными по различным архивам. Однако благодаря подвижнической деятельности выдающихся регентов была сохранена особая, самобытная, выработанная веками манера исполнения духовных песнопений. И сейчас в период духовного подъема в России, созрела необходимость в полном масштабе приступить к воссозданию и благоукрашению величественного музыкального храма русской духовной музыки.

Желаю всем вступившим на этот благодатный путь, неоскудевающей любви к богослужению Русской Православной Церкви и подлинного вдохновения, которое всегда подается от Бога ищущим правды и красоты.

Источник: Портал Учебного комитета



AddThis Social Bookmark Button

Возврат к списку