История Московского Синодального хора
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась работа по возрождению Московского Синодального хора.
Синодальный хор был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.
Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение (то есть «пение по партиям» многоголосных партитур), в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты).
С переходом столицы из Москвы в Петербург, первенство надолго закрепляется за другим старейшим хором – Придворной Певческой капеллой, преобразованной при Петре I из хора Государевых певчих дьяков. В истории же Синодального хора наступает период упадка, на его содержание выделяются весьма скудные средства. К 1763 году количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек, однако в 1767 году в Синодальный хор были официально введены детские голоса, а состав увеличился до 38 человек. В то время, когда репертуар Придворной певческой капеллы отражал музыкальные вкусы двора, Синодальный хор сохранял старинные традиции Успенского собора, имевшего свой богослужебный устав и свод распевов.
Обучение певчих велось при Синодальном хоре с давних времен. Младшие певчие дьяки учились у дьяков-мастеров. В первой половине XIX века было решено обучать малолетних певчих общеобразовательным, церковным и музыкальным наукам в училище при хоре под наблюдением педагога и регента. В 1886 году училище было преобразовано в среднее восьмиклассное духовно-певческое учебное заведение, учрежден наблюдательный совет, регентом Синодального хора стал В.С. Орлов. Основу успешного реформирования училища заложил С.В. Смоленский, назначенный на пост директора в 1889 году. Этот ученый, знаток древнерусского церковного пения, талантливый педагог объединил вокруг себя, вдохновил и воспитал целое поколение музыкантов – исполнителей и композиторов духовной музыки Московской школы или Нового направления. Среди них А.Д.Кастальский, Н.М.Данилин, П.Г. и А.Г.Чесноковы, А.В.Никольский, Вик.С.Калинников, Н.С.Голованов, К.Н.Шведов, А.Т.Гречанинов, С.В.Рахманинов и многие другие. Основой Нового направления в духовной музыке стало возвращение к мелодизму древних распевов, освоение и претворение его в современных формах. Большинство композиций были написаны специально для исполнения высококвалифицированным Синодальным хором.
Директорами училища и хора после С.В.Смоленского были В.С.Орлов, С.Н.Кругликов, А.Д.Кастальский, регентами хора после В.С. Орлова – А.Д.Кастальский и Н.М.Данилин. Под их руководством училище и хор достигли своего расцвета.
В составе хора в 1890 году были 25 мужчин и 45 мальчиков. В 1895 году Синодальный хор выступил в Москве с циклом исторических концертов из духовных сочинений русских композиторов от В.П.Титова до П.И.Чайковского. В репертуар хора входили также и сложнейшие произведения светской музыки, в том числе Месса си-минор И.С.Баха. В 1910-х годах прошли триумфальные гастроли хора в Западной Европе.
После восстановления в России Патриаршества в 1917 году, хор сохранил своё, ставшее уже историческим имя. На Пасху в 1918 году Кремлёвские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, хор прекратил существование.
К тому времени сама преемственность церковно-певческой традиции была на грани исчезновения. Многие храмы были разрушены или закрыты. Регенты и певчие – кто репрессирован, кто сменил профессию, и казалось бы, некогда процветавшее искусство церковного пения оставалось в основном в воспоминаниях современников. В разгар гонений в Москве практически не осталось профессиональных церковных хоров. Некоторые из выпускников Синодального училища – К.А.Пасхин (1900-1970), Н.С.Данилов (1895-1971), И.М. Харитонов (1887-1973) – продолжали своё служение в приходских храмах старой Москвы, сохраняя исполнительские традиции, заложенные в Синодальном хоре.
Послевоенные годы принесли некоторые послабления со стороны властей в отношении церковного пения. Знаменательным событием стал концерт Патриаршего хора под управлением В.С.Комарова, с солистами Большого театра И.С.Козловский, Н.Д.Шпиллер, состоявшийся 16 июля 1948 года в Большом зале Московской Консерватории. Комаров охотно работал с «синодалами», чтил их традиции, часто встречался с Н.С.Даниловым и К.А.Пасхиным, консультировался с Н.М.Данилиным. Одним из центров возрождения хорового пения становится вновь открытый храм «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке. После открытия Скорбященского храма в 1948 году, вместе с настоятелем протоиереем Михаилом, будущим архиепископом Киприаном (Зерновым), из подмосковного храма в Тарасовке на Ордынку перешёл регент Николай Васильевич Матвеев. Основу нового хора составили певчие, работавшие с ним в поселке Тарасовка.
Основу репертуара нового хора составили духовные произведения в основном Московской школы Нового направления. Хор Матвеева возродил старую традицию Синодального хора – ежегодное исполнение Литургии П.И.Чайковского в день кончины великого композитора.
Важным этапом стала новая традиция, введенная регентом Матвеевым в храме на Ордынке. Весной, в день рождения С.В.Рахманинова, за богослужением исполнялось его «Всенощное бдение», история создания которого неразрывно связана с Синодальным хором. Несмотря на необычайный успех в концертах Синодального хора, как церковное сочинение оно так и не вошло в литургическую практику. В 1965 году Государственным Академическим Русским хором СССР под управлением А.В.Свешникова была произведена одна из лучших записей «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Николаю Васильевичу Матвееву и его хору принадлежит заслуга воцерковления этого сочинения.
За годы деятельности хора храма «Всех скорбящих Радосте» под управлением Матвеева были осуществлены записи русской духовной музыки и издание пластинок, которые в те годы, являясь проповедью веры и глотком свежего воздуха, и сейчас остаются высоким образцом церковно-певческого искусства. К сожалению, после кончины Николая Васильевича в 1992 году многие заложенные им традиции были прерваны. Нотная библиотека Скорбященского клироса утеряна, а хор значительно сокращен.
Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма «Всех скорбящих Радосте» митрополита Илариона (Алфеева), возникла идея восстановить некогда знаменитый на всю Москву хор. Регентом назначен заслуженный артист России Алексей Пузаков, который в 1980-х годах управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом Н.В. Матвеева. Творчество этого мастера стало для молодого регента краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном творчестве.
В день памяти Святителя Московского Петра 3 января 2010 года, после богослужения в Успенском соборе, на котором пел хор храма «Всех скорбящих Радости», Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ благословил возродить историческое имя Московского Синодального хора на базе церковного коллектива под управлением Алексея Пузакова.