Московский синодальный хор

карта сайта  RSS  en

Храм святителя Николая на Трёх Горах

История прихода храма святителя Николая на Трех Горах началась в первые годы XVII века. У западной стены Кремля, на правом берегу реки Неглинки, тогда располагалось поселение служащих царского псаренного приказа – учреждения, отвечавшего за охотничье дело при дворе и за содержание царских зверинцев. Еще в XVI веке псари – выходцы из Малороссии – ввели в практику приготовления пищи специальные приспособления – ваганы, представлявшие собой выдолбленные из дерева большие корыта. Со временем и сами «псаревики» стали называться «ваганами», а их слобода получила название Ваганьково. И в наше время небольшой район Москвы позади комплекса зданий Российской государственной библиотеки называется Старое Ваганьково.

У псарей был свой храм, посвященный святителю Николаю Мирликийскому. Бурные события первой половины XVII века отражались не только в политике и экономике Московского царства, но и во вкусах и пристрастиях двора. Ослабление интереса высших лиц государства к охоте и зверинцам сильно пошатнуло позиции псаренного приказа, и около 1637 года ваганов решили переселить подальше от Кремля, в урочище Три Горы за Пресней. Туда же переехал и церковный приход. Возникшее поселение получило название Новое Ваганьково, и в нем отстроили деревянный храм во имя святителя Николая. В 1695 году это сооружение полностью перестроил живший по соседству думный дьяк Гавриил Деревнин.

В конце XVII века Три Горы были малолюдным местом с очень небогатым населением, но в первой половине XVIII ситуация резко меняется, так как урочище превращается в дачный поселок состоятельных москвичей. Некоторые вельможные особы впоследствии стали постоянными жителями района и были приписаны к Свято-Никольскому приходу.

Разрешение на строительство первого каменного храма на месте деревянного было получено в мае 1763 года. Он был небольшим, и в последующие годы его расширяли, добавляя приделы – сначала придел святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, придел во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

«Золотой век» Свято-Никольского прихода в Новом Ваганькове наступил в первые годы XIX столетия. Тогда по соседству с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, впоследствии ставшую знаменитой прохоровской Трехгорной мануфактурой. Появление в районе сословия фабричных рабочих коренным образом изменило состав его жителей. Почти сто лет, вплоть до 1896 года, Прохоровы были старостами храма. Их деятельность оставила заметный след не только в экономической, но и в церковной жизни Москвы.

Во время Отечественной войны 1812 года Три Горы пострадали от пожаров и грабежей меньше, чем другие районы города, поскольку французские войска заняли его несколько раньше. Немалую роль в сохранения района и его храмов сыграли дипломатические способности основателя династии В.И. Прохорова и его старшего сына, не покидавших город.

После эпидемии холеры, прокатившейся по Москве в 1848 году, «в благодарность Господу Богу за избавление» от нее Свято-Никольский храм решили полностью перестроить, увеличив его площадь в два с половиной раза. Строительство осуществлялось исключительно на деньги, собранные прихожанами.

Особо стоит упомянуть настоятелей храма, служивших в нем всю вторую половину XIX века. Хотя протоиерей Руф Ржаницын и сменивший его иерей Евгений Успенский не оставили после себя богословских трудов и их имена не отражены в энциклопедиях и справочниках, они были выдающимися тружениками на ниве духовного окормления народа. Чтобы оценить их труд, достаточно отметить, что в период их настоятельства Свято-Никольский приход был самым крупным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни в храме нередко служили три литургии.

Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. Так, в 1861 году при храме был создан Попечительский совет о приходских бедных, который собирал сведения о неимущих прихожанах и доводил до них «адресную помощь», иначе попадавшую в руки мощной корпорации профессиональных нищих. Кроме того, отец Руф основал первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, призванную дать девушкам новые знания и навыки в условиях резко усложнявшейся жизни большого города. В начале 1900-х годов в этой школе обучались почти 90 воспитанниц.

Постоянный рост числа прихожан потребовал еще одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 году на основе проекта, подготовленного известным архитектором Г.Кайзером и утвержденного самим Императором Николаем II. Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Генреконструкция была полностью закончена в 1908 году (отметим, что проект Кайзера был воспроизведён при восстановлении храма в 1991-2000 годах).

События 1905 года, эпицентром которых был район Пресни, не имели серьезного отражения на жизни и деятельности Свято-Никольского прихода. Численность его прихожан оставалась стабильной, а порядок в районе храма поддерживали сами рабочие Трехгорной мануфактуры. Эта ситуация повторилась и в мятежном 1917 году. На Трех Горах было относительно спокойно даже во время уличных боев в городе. Наверное, тот факт, что приход на 90% состоял из рабочих крупного предприятия, объясняет и относительную безопасность причта храма во время репрессий 1918 года, унесших жизни более 3 тысяч клириков только в Центральной России.

Несмотря на мощное развертывание государственного атеизма, вопрос о закрытии храма не стоял до второй половины 1920-х годов. Как и все московские храмы и монастыри, весной 1922 года он пережил кампанию изъятия церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных изделий. Но духовная жизнь не прекращалась. Стоит отметить, что в 1920-х годах одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Именно в русской духовной музыке находятся истоки мощного, впечатляющего звучания работ этого незаурядного музыканта.

Храм святителя Николая на Трех Горах был закрыт, несмотря на многочисленные просьбы верующих, в 1930 году. Судьба его клириков точно не установлена, но не исключается, что большая часть из них погибла в годы различных репрессий. Здание было перестроено и использовалось как дом культуры имени Павлика Морозова.

Решение о возращении здания Церкви принято Моссоветом в 1990 году. Реконструкция и перестройка проводились с 1991 по 2000 годы. Регулярные богослужения возобновлены в 2001 году. С 2009 года в храме поют певчие Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова.