Фонд содействия возрождению Синодального хора

карта сайта  RSS  en

Концепция возрождения Московского Синодального хора

Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Таким образом, началом существования в России первого профессионального церковного хора можно считать 1589 год. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем, в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведенную в Петербург.

На рубеже XIX-XX веков Синодальный хор достиг своего наивысшего расцвета, а репертуар  значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для синодального хора. В свое время действенное участие в судьбе хора приняли и Петр Ильич Чайковский и Сергей Васильевич Рахманинов. Имя хора было синонимом высочайшего исполнительского уровня и подлинной глубины интерпретаций духовных сочинений. В эти годы состоялись триумфальные гастроли в Западной Европе. Синодальный хор всегда был в авангарде поиска новых музыкально-выразительных средств в богослужении Русской Православной Церкви и законодателем так называемого «Нового направления» или Московской школы духовной музыки, которые при всем богатстве и разнообразии гармонических интерпретаций основываются на исконных, подлинных церковных распевах. После восстановления в России патриаршества в 1917 году, хор сохранил свое, ставшее уже историческим, имя. На Пасху в 1918 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, а хор прекратил существование.

Сегодня, отдавая должное восстановлению храмов и монастырей русской земли, возвращая ее Святыни и традиции, нельзя пройти мимо того факта, что накопленное веками богатство духовно-музыкальной культуры, не имеет возможности обрести соответствующего своему уровню звучания в исполнении наших церковных хоров ни в храмах, ни в концертных залах. Этой цели служит возрождение по благословению, данному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 3 января 2010 года, Московского Синодального хора на базе знаменитого своими певческими традициями храма «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке.

В тот же год возрождённый Московский Синодальный хор в количестве 80 профессиональных певцов под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова стал давать общественно значимые концерты, совершать зарубежные гастрольные поездки. Хор также успешно принимает участие в ответственных церковных, общественных, межконфессиональных и просветительских проектах, которые имеют большое значение для отечественной культуры и Русской Православной Церкви. Хор зарекомендовал себя как высоко профессиональный коллектив, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы известных музыкантов, общественных деятелей и представителей церковного Священноначалия. Представляется очень важным продолжение деятельности и поступательное развитие возрождённого Московского Синодального хора. Сам факт возрождения после 90-летнего перерыва этого уникального коллектива, который всегда был символом высоты русской духовной культуры, является позитивной тенденцией сегодняшнего дня.

Помимо просветительской, концертной, гастрольной и репетиционной деятельности, артисты Синодального хора ежедневно поют в православных храмах. Среди них - храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово (Ново-Огарево), построенный по инициативе и непосредственной поддержке Председателя Правительства России В.В. Путина, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, настоятелем которого является председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион, и храм святителя Николая на Трёх Горах, в котором настоятельствует  председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

В ближайших планах хора в 2011 году  –  гастрольные поездки в Грецию, Италию и Испанию, участие в фестивалях: «Московский Рождественский», «Великопостные концерты в Петербурге», «Пасхальный», «Добрая песня России», «Золотой витязь», «АИФ Доброе сердце – акция Пасхальная радость», «Русь певчая», «Страна Воскресения», «Православная Русь», концертах: в Государственном Кремлевском дворце в День славянской письменности и культуры, в концертном зале имени Чайковского в День народного единства, в Пасхальной встрече Патриарха с молодежью на Малой спортивной арене «Лужники», ряде концертов в Третьяковской галерее, духовно-просветительском центре «Усово-Спасское», Московской консерватории и Московском Международном доме музыки, создание и исполнение мульти-медийной концертной композиции «Сквозь призму русской Голгофы» на основе выдающихся фоторабот и духовно-музыкальных произведений XX века.