Фонд содействия возрождению Синодального хора

карта сайта  RSS  en

Культурные мосты России и Италии
19.12.2016

Культурные мосты России и Италии

В декабре Фонд Московского Синодального хора, Дирекция международных программ и Фонд Григория Богослова осуществили проект, объединивший христианские духовные традиции Востока и Запада.

Его программа была приурочена к празднованию дня памяти святой Великомученицы Екатерины, которой в Риме посвящен храм Русской Православной Церкви.

В нем Московский Синодальный хор совершил праздничное воскресное богослужение, а затем выступил в одной из уникальнейших базилик Рима – церкви Святой Марии, Ангелов и Мучеников. Проект храма был создан самим Микеланджело, а название связано с тем, что во время его постройки погибло много людей.

В концерте Синодального хора, который состоялся в церкви Святой Марии, Ангелов и Мучеников, приняла участие Папская музыкальная Сикстинская капелла. Старейшие хоровые коллективы православных и католиков исполнили русскую духовную музыку, сочинения Палестрины и современные духовные произведения Митрополита Илариона.

Это не первое совместное выступление двух столь разных по содержанию и традициям хоров, которые уже приобрели достаточно уверенный опыт такого рода выступлений. Концерт прошел очень успешно, на нем присутствовали Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и Кардинал Курт Кох.

Знаменательно, что выступления хоров состоялись в преддверии юбилея Папы Римского Франциска, которому 17 декабря исполнилось 80 лет.

После Рима «культурные мосты» перекинулись в Неаполь и Бари, при этом хор разделился на две части: концертом в Неаполе дирижировал Александр Майоров (второй дирижер хора); в Бари Синодальный хор выступил под руководством Алексея Пузакова в базилике святителя Николая Чудотворца, память которого является священной для христиан всего мира и отмечается тоже в декабре.

Художественный руководитель Синодального хора Алексей Пузаков поделился своими впечатлениями от поездки и рассказал о творческих планах коллектива.

— Алексей, как появилась вновь идея совместного концерта Московского Синодального и хора Папской Сикстинской музыкальной капеллы?

– Возникла она весной этого года в ходе работы совместной комиссии по культуре Русской Православной и Римско-католической церквей. Эту комиссию возглавляют Митрополит Волоколамский Иларион и Кардинал Курт Кох.

День Святой Екатерины отмечается в декабре, так же как и День Святого Николя Чудотворца, мощи которого почивают в Бари, на юге Италии. Именно поэтому гастрольная поездка хора получила свое развитие.

Все программы выступлений носили предрождественский характер: были исполнены произведения русской духовной музыки, рассказывающие о Рождестве Спасителя. В Бари же концерт был посвящен памяти Святого Николая – одного из самых любимых и почитаемых в России святых.

— За эти годы русская духовная музыка получила целый ряд новых произведений. Ваш хор исполняет музыку Митрополита Илариона, которая также звучала на этот раз в Италии...

– Каждое новое поколение, получая вдохновение от Бога, приносит в этот мир свое слышание и понимание звучащего горнего ангельского мира, который можно прочувствовать, находясь ещё здесь, на Земле.

— Когда общаетесь с Митрополитом Иларионом, он дает какие-то ключи к тому, как исполнять его сочинения?

– Если Владыко доволен, он не дает советов; когда ему что-то не нравится, он, конечно же, делает замечания. Так как наш хор одним из первых стал исполнять его сочинения, у нас неоднократно были совместные репетиции, на которых он объяснял свой авторский замысел.

Я, в свою очередь, опираясь на исполнительский опыт, хочу заметить, что к музыкальной партитуре нужно подходить с открытым сердцем, тогда в нотных знаках можно услышать и замысел автора, и движения его души, и духовный опыт. Партитура требует большого погружения в материал.

— В ноябре, впервые более чем за сто лет состоялся съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви. Расскажите о нем.

– Съезд проходил по благословению Патриарха Всея Руси Кирилла, который возглавил его работу. Духовная музыка является неотъемлемой частью богослужения в современном процессе развития русской музыкальной культуры.

Многие храмы, помимо того, что являются местом молитвы, они становятся своего рода культурно-образовательными центрами, куда люди приходят и как на концерты. При церквях создаются народные любительские хоры, что, на мой взгляд, тоже немаловажно. Когда народ сохраняет свои певческие традиции, он сохраняет свою душу и, ту связь со многими поколениями людей, которые оставили на земле свои труды и веру.

Моё участие в этом съезде было очень ответственным: мне было поручено дирижировать сводным хором регентов Русской Православной Церкви, участники которого приехали со всего мира. Мы пели русскую духовную классику, сочинения наших современников: Митрополита Ионафана Елецких из Украины и Митрополита Илариона.

— Таким хором дирижировать легко?

– Ты видишь своих коллег, у каждого – свой опыт. Но консолидация творческих сил совершено необходима. Мы часто бываем погружены в собственные изыскания, а такие встречи дают возможность поработать над тем наследием, которое нужно постараться сохранить и приумножить…

— Наверное, запись хоровой музыки на диск этому способствует? Что записано вами за последнее время?

– Это проект «Экклезиаст», в котором мы пытались совместить аутентичную хоровую музыку с современными средствами электроники.

Это наш эксперимент. Мы хотели посмотреть, как современные средства музыкальной выразительности могут подсвечивать традиционную духовную музыку. А до этого мы сделали запись распевов Супрасльской лавры, принадлежащих к XVII-XVIII вв.

— Вы исполняете редкие сочинения, например, Николая Голованова, не думаете их тоже записать?

– Пока такой возможности нет. Сейчас люди слушают записи с концертов, которые выкладываются в YouTube. Это гораздо более эффективно, чем выпуск компакт-дисков, которые в последнее время чаще слушают, находясь в машинах.

— «Культурные мосты России и Италии» состоялись в преддверии католического Рождества. Что общего в католической и православной традициях этого праздника?

– В православной традиции сейчас идет сорокодневный рождественский пост, а в церкви уже начинают звучать рождественские песнопения. В европейских странах более ощутимы приуготовления к этому празднику: повсюду разворачиваются рождественские ярмарки, на которые люди приходят семьями. Все это создает уютный и добрый настрой души.

В России празднование Рождества, в основном, приходится на Святки (между Рождеством и Крещением). Я думаю, наши столь разные традиции где-то дополняет друг друга. Они основаны на том, как Бог явился во плоти и через рождение веры стал человеком, оставаясь вечным Богом. В своей личности он искупает грехи всего человечества и открывает нам дорогу в жизнь вечную. Это понимание абсолютно едино у западных и восточных христиан.

— Что готовит Синодальный хор на Рождество?

– Мы традиционно участвуем в программе Московского Рождественского фестиваля, художественными руководителями которого являются Митрополит Иларион и Владимир Спиваков, а до этого, в Большом зале Московской консерватории, хор исполнит Рождественскую ораторию Митрополита Илариона. Это будут как раз дни Святок…

В наступающем 2017-м году у нас обширные планы: концерты в Мадриде, Германии, Италии. В Венеции выступления хора пройдут в рамках празднования дня Святого апостола Марка в главном соборе Сан-Марко…

Источник: Пресс-служба ФГБУК “Росконцерт”


AddThis Social Bookmark Button

Возврат к списку