Московский синодальный хор

карта сайта  RSS  en

11.04.2012

Образцы Русской духовной музыки прозвучали в Большом зале консерватории в исполнении МСХ и РНО

Возможность рисковать, решать личные творческие задачи, пренебрегая массовым вкусом – это прерогатива исполнителя, который достиг «степеней известных». Таких, какие Михаил Плетнёв достиг давно. Филармонический цикл концертов Российского Национального оркестра критики называют «копилкой раритетов». В его программу маэстро непременно включает редко исполняемые произведения. На вчерашнем концерте, который пришёлся на первый день Страстной Недели, прозвучали малоизвестные духовные сочинения Николая Черепнина и Николая Голованова. Участником вечера в Большом зале столичной консерватории был и Московский синодальный хор. Рассказывают «Новости культуры».
Возможность рисковать, решать личные творческие задачи, пренебрегая массовым вкусом – это прерогатива исполнителя, который достиг «степеней известных». Таких, какие Михаил Плетнёв достиг давно. Филармонический цикл концертов Российского Национального оркестра критики называют «копилкой раритетов». В его программу маэстро непременно включает редко исполняемые произведения. На вчерашнем концерте, который пришёлся на первый день Страстной Недели, прозвучали малоизвестные духовные сочинения Николая Черепнина и Николая Голованова. Участником вечера в Большом зале столичной консерватории был и Московский синодальный хор. Рассказывают «Новости культуры».

Николай Черепнин – яркий представитель своего времени, выпускник Петербургской консерватории, ученик Римского-Корсакова, главный дирижер Мариинского театра, входил в художественное объединение Мир искусства. В 1917-м уехал из Советской России. Оратория «Хождение Богородицы по мукам» была написана Черепниным в эмиграции в 1934-м году. Творческое наследие композитора стало возвращаться на родину лишь после 90-х. Оратория «Хождение Богородицы по мукам» впервые в России была исполнена Петербургской певческой капеллой под руководством Владислава Чернушенко в 2009. И вот московская премьера. Эстафету приняли Синодальный хор и Российский национальный оркестр.

«Старались исполнить произведение, как задумывал автор, как божественную мистерию, – говорит худрук Московского Синодального хора Алексей Пузаков. – Перекликается традиционными песнопениями русской церкви, распевными, и одновременно присутствуют элементы авангарда».

Не менее яркой фигурой того же времени был Николай Семенович Голованов. Известный в первую очередь, как дирижер, он был еще и композитором. Его наследие составляют романсы, оркестровые сюиты, опера «Принцесса Юрата». Но последние годы открыли еще одну страницу композиторского творчества Голованова. Выпускник Московского Синодального училища, в самые сложные предвоенные и военные годы он писал духовные песнопения.

«Представляете атмосферу и тот страх ,который царил и даже судьбу Николая Семеновича, которого из Большого театра несколько раз увольняли, потом приглашали, – говорит Алексей Пузаков. – В этом есть смелость и поступок человека».

Все это время сочинения пролежали в архиве Голованова, их премьера состоялась несколько лет назад. А в этом концерте прозвучали лишь четыре песнопения.


AddThis Social Bookmark Button

Возврат к списку